Porsche 917 – рекордсмен Ле-Ман

Бренд Porsche всегда покорял своими мощными и роскошными автомобилями, но один из них – Porsche 917 – запомнился особенно. Не только потому что сумел выиграть одну из самых сложных гонок в мире. История его успеха, действительно, непроста.

Ле-Ман гонка – что это?

Изначально Porsche 917 задумывался как гоночный автомобиль для участия в гонке 24 Heures du Mans («24 часа Ле-Мана»). Почему именно в ней?

Эта гонка уже стала в полной мере легендарной.  Её трасса «Сарта» пролегает вблизи французского города Ле-Ман. Соревнование является старейшим в автомобильном мире и проводится ежегодно с 1923 года. Традиционно время гонки – июнь, а длится марафон 24 часа подряд!

Команда участников обычно состоит из трех человек – на протяжении гонки (с 15:00 до 15:00) они сменяют друг друга за рулём своего автомобиля.

Ле-Ман по своей сути – испытание на выносливость: как пилота, так и его машины. За время, проведенное на трассе, техника сильно нагревается, что приносит буквально страдания водителю. К тому же, автомобиль должен быть поистине совершенным в техническом плане, чтобы выдержать сутки беспрерывной езды. Поломки и заторможенность исключены. На такой трассе место лишь надёжным и быстрым автомобилям. А этими качествами издавна славился Porsche.

Но почему именно модель 917 идет впереди всей колонны? За что её запомнили? Этому есть объяснение.

Как всё начиналось

Но сначала о том, чья машина порше.

В 1931 году немецкий конструктор Фердинанд Порше основал компанию и назвал её своим именем. До этого он также создавал автомобили, например, Volkswagen Käfer (Жук) , который вошёл в историю как самый продаваемый.

С самого начала своего функционирования Porsche специализировалась на выпуске спортивных автомобилей, поэтому гоночная версия 917 не стала открытием, к тому же у неё уже были предшественники.

О предшественниках рекордсмена

Машины Фердинанда Порше всегда активно принимали участие в автогонках. Porsche старые модели также отличались соответствующими параметрами.

Уже первый автомобиль победил на трассе в Инсбруке. В 1951 году был создан Porshe 356, который выиграл в Ле-Ман среди автомобилей своего класса. Позже появилась версия Porsche 911 – вместе с 356 они регулярно занимали первые места в различных гонках (Тарга Флорио, Милле Милья), марафонах (12- и 24-часовых), чемпионатах по Ралли. Всего Porsche одержал победу почти в 28 000 гонках за всё время своего существования.

Рождение модели 917

Несмотря на явный успех, главная трасса – «Сарта» – по-прежнему не покорялась. Тогда в 1968 году Фердинанд Пих (президент Volkswagen Group) решил сделать подарок своему дядюшке Порше. Для этого он стал проектировать автомобиль, который наконец выиграет Ле-Ман.

Уже в 1969 модель была представлена на автосалоне в Женеве. Porsche 917 оказался компактным и проворным – 94 см высотой и весом 800 кг. В конструкции были использованы сплавы алюминия – для лёгкости и прочности. При этом в машине стоял мощнейший двигатель – 12-цилиндровый с охлаждением воздухом. Отличительной способностью от конкурентов стало то, что двигатель сделали оппозитным, а не V-образным. Это позволило развивать 580 л.с. А разгонялся Porshe 917 до 340 км/ч.

За основу этой модели Пих взял 907 и 908, значительно их изменив. Для гонки было решено использовать версию купе, а не кабриолет.

Что из этого вышло

 Перед Ле-Ман машине предстояли тесты. И здесь создателей новой модели ждали неприятные открытия.

В 1969 году на Гран-при Бельгии стало ясно, что автомобиль опасен. Дело в том, что на больших скоростях он оказался неуправляем из-за нехватки прижимной силы (издержка отсутствия спойлера). Естественно, ни о каком покорении трассы не могло быть и речи. Дальше – хуже. На соревнованиях в Германии получилась такая же история. А в долгожданной гонке «24 часа Ле-Мана» 1969 года автомобиль и вовсе не дошёл до финиша, а лишь выиграл квалификацию.

Время совершенствования и совершенства

Стало понятно: необходимо срочно менять машину, чтобы не потерять честь на следующем Ле-Ман.

За дело взялся директор одной из гоночных команд Джон Уайер. Он купил несколько версий 917, а команда его пилотов стала работать на Porsche. Уайеру удалось значительно улучшить автомобиль за счёт небольших усилий – был установлен спойлер и обрезан «хвост». В результате, машина стала более устойчивой на трассе при быстром движении. Позже модель снабдили двигателем мощностью 600 л.с. Теперь Porsche 917 стал разгоняться до 354 км/ч. И, пожалуй, был готов к знаменательной гонке на все сто.

Сутки, которые ждали долго

В тот жаркий день, 14 июня 1970 года, на трассу выпустили пять автомобилей с логотипом порше. Два из них – усовершенствованные 917. Против выставили одиннадцать машин-конкурентов. Старт соревнованию давал сам Фердинанд Порше, а в команде его пилотов был человек, который поклялся покинуть автоспорт сразу, как выиграет Ле-Ман. Соответственно, всё складывалось как нельзя прекрасно.

После напряженных до предела суток, первым линию финиша пересёк Porsche 917. На нём пилоты Ганс Геррманн и Ричард Эттвуд за 24 часа преодолели почти 5000 км и сделали 343 круга по трассе!

На втором месте тоже оказался 917 (Жерар Лярусс и Вилли Каузен). И даже третье место занял Porsche, правда, модели 908.

Это была безоговорочная победа в Ле-Ман-1970! Первая и настолько тотальная для Порше, его пилотов и автомобилей – да всего мира! Вот поэтому Porsche 917 и прозвали рекордсменом той гонки.

Неоднозначный финал

Но триумф слишком мешал конкурентам – в итоге Porsche 917 запретили. Легендарный автомобиль был вынужден «уйти» на пике славы.

Однако он много оставил своим потомкам. На его основе изобрели потрясающие гоночные версии 936 и 919. Впоследствии Porsche покорил Ле-Ман 18 раз, а в период с 1981 по 1987 годы – побеждал каждый год подряд.

Сейчас оставшиеся порше 917 хранятся в известнейших автоколлекцих мира, а несколько машин даже переделали для обычной дороги.

Но та Ле-Ман 1970 года ещё надолго останется в памяти всех неравнодушных к Porsche. Это была не просто красивая победа, а результат упорного труда этой выдающейся автомобильной компании.